ПРО МОИХ КУМИРОВ В АРАНЖИРОВКЕ. Часть первая. Аранжировка это сакральная наука, почти такая как зельеваренье в Хогвартсе. Ты открываешь учебник, делаешь всё по рецепту, пытаешься сделать привораживающее зелье, а получается крем-суп из лосося (хотя для кого-то и он сработает неплохо). Но мастер зельеваренья не оценит! А потом ты находишь учебник с редакцией «принца-полукровки», и понеслось! Теперь и отравишь, и приворожишь и накинешь лишние 30 лет без использования Face App. Представим, что вы нашли такую книжку по аранжировке, написанную мной. Открываем раздел «Малый состав с вокалом». Первая фраза гласит: «Друзья, слушайте, анализируйте и снимайте все альбома Tierney Sutton!» Все, кто хоть раз ездил со мной в машине знают, что я без конца слушаю Tierney и RHCP. И все музыканты спрашивают: «Где инструментальный джаз? Почему ты слушаешь вокальный без конца?» Друзья, написать приличную аранжировку стандарта для вокала в разы сложнее, чем инструментальную, так как в ней главное — слово. Простой пример. Я никогда в ближайшие 10 лет не сделаю аранжировку «Summertime». Эта ария подкупает слушателя простотой и узнаваемостью, но за этим скрывается огромный смысл происходящего в опере «Порги и Бесс». И меня откровенно бесит, когда Summertime исполняют в жизнерадостном дискофанке в удобном для нажатия на инструмент миноре. Все, кто это делает — включите youtube, потратьте пару часов своего времени на просмотр оперы и станьте чуть умней, чтобы не делать этого больше. Вернусь все же к Tierney Sutton. Меня привлекают в аранжировках её ансамбля: 1. Лаконичность (не более трёх идей на песню). Многие мои студенты по аранжировке приносили произведение с большим количеством идей. Во вступлении будет риф баса, который больше не повторится. Первая А часть в самбе, вторая - в сальсе, бридж - на 5 четвертей, а в последней части А вступят 3 гобоя и английский рожок! Мой вопрос «Зачем?» после этого зависал в воздухе. Я анализировал все творчество Тирни — максимум 3 идеи на одну тему, не больше. 2. Ясность исполнения и ясность мысли. Все, что звучит - прозрачно и понятно, из-за этого у многих слушателей ложное ощущение простоты. Но, друзья, Лео Месси часто забивает штрафные удары с 20-25-и метров, это тоже выглядит просто. Можем повторить? 3. Использование формата вокал+фортепианное трио на полную. Вот это самая больная для меня статья. В СПб есть ровно два формата звучания: играют все вместе или вокал с роялем (в Verse, например). А как бывает по-другому? Загибаем пальцы: только вокал; вокал с барабанами; вокал с басом; вокал с басом и барабанами; вокал с двумя басами; вокал с двумя басами и барабанами. В аранжировках на песни Стинга также порой бывает вариант вокал, рояль, барабаны. И переключения между вариантами звучания внутри произведения. Как вам такое количество красок и возможностей? 4. Форма. Важное условие для формы в вокальном джазе — вокалист участвует примерно в 50 процентах произведения! Все мы слышали такой вариант. Вокалистка ничего не делает во вступлении, поёт квадрат темы, может быть квадрат соло, после этого пианист играет 3-4 квадрата, басист парочку, а потом ещё по 8 тактов через барабаны, после этого вокалистка снова проводит тему и кода. В данном раскладе вокал участвуешь в 20-30 процентах произведения максимум. Вопрос «зачем?» снова подвисает. Вы скажете мне: «ну это же формат джема!», я отвечу: «ну играйте так на джемах, при чем здесь концерты». Хотя это тема вообще для отдельного поста. 5. Невероятная любовь к тем самым «вечнозеленым» темам. Просто послушайте аранжировки Тирни на композиции «Autumn leaves», «Caravan» и «Summertime». Можете не благодарить! 6. Беспрестанное развитие и пополнение вариантов звучания. Вот это самое важное. Включаем альбом «Introducing Tierney Sutton», слушаем. Да, вокал, который ни с чем не перепутаешь и очень простые по звучанию аранжировки преимущественно в свинге. После этого включаем альбом с песнями Стинга, и на нас лавиной катится современный джаз в разнообразнейших его проявлениях. И ты просто произносишь: «Вот это да!» и добавляешь «Ну дайте ей наконец Грэмми, она ведь заслужила!» #джазовыйбвогер

Теги других блогов: музыка аранжировка Tierney Sutton