Надо знать: 9 августа 1942 года Ленинград услышал Седьмую симфонию Шостаковича
Это произведение стало символом стойкости и мужества жителей города. После знаменательного дня 9 августа симфонию так и стали называть — Ленинградской. Писатель Алексей Толстой писал про неё: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний».
Сегодня же — день памяти Дмитрия Шостаковича, судьба распорядилась, что умер он также 9 августа, в 1975 году.
Работа над мелодией и премьера
Седьмая симфония состоит из четырёх частей: первая была написана Шостаковичем ещё до начала Великой Отечественной войны, предположительно в конце 1930-х годов или в 1940-м. В сентябре 1941 года, уже в блокадном Ленинграде, Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев (современную Самару), где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония.
Композитор после вспоминал о периоде работы над симфонией в Ленинграде: «В перерывах между работой я выходил на улицу и с болью и гордостью смотрел на любимый город. Он стоял опалённый пожарами, испытавший все страдания войны. Ленинград боролся. Это была мужественная борьба».
Премьера симфонии состоялась в Куйбышеве. В то время там в эвакуации находилась труппа Большого театра. 29 марта произведение впервые было исполнено в Москве, чуть позже в Новосибирске её сыграл эвакуированный оркестр Ленинградской филармонии. Ленинградцы услышали её 9 августа 1942 года.
Подготовка
В номере газеты «Ленинградская правда» за 7 августа 1942 года можно прочитать о важной детали подготовки к исполнению Седьмой симфонии в Ленинграде:
«Партитура Седьмой симфонии написана для удвоенного состава оркестра. В условиях блокированного города это поставило перед нами ряд трудностей. Мы привлекли к работе над симфонией музыкантов из армейских оркестров».
Всё дело в том, что исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые его музыканты умерли от голода. Из-за этого репетиции зимой были приостановлены, а когда в марте возобновились, оказалось, что играть могут лишь 15 ослабевших музыкантов, главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг был вынужден разыскивать их по госпиталям. Именно тогда на помощь пришли военные музыканты.
Ольга Берггольц писала в воспоминаниях: «Никогда не забыть мне, как тёмным зимним утром тогдашний художественный руководитель Радиокомитета Яков Бабушкин (в 1943-м погиб на фронте) диктовал машинистке очередную сводку о состоянии оркестра: „Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти...“ И всё-таки эти оставшиеся в живых страшно истощённые музыканты и руководство Радиокомитета загорелись идеей во что бы то ни стало исполнить Седьмую в Ленинграде...».
Партитура произведения прибыла в Ленинград на самолёте: 2 июля 1942 года двадцатилетний лётчик лейтенант Литвинов с боем прорвался в Ленинград с лекарствами и... нотными тетрадями. В Большом зале Филармонии, где должны были играть симфонию, в честь премьеры 9 августа включили все люстры.
Исполнение
День первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича выбран не случайно. Именно 9 августа фашисты хотели захватить Ленинград, у них даже были заготовлены пригласительные билеты на банкет в ресторане гостиницы «Астория». Поэтому в день исполнения все артиллерийские силы города были брошены на подавление противника.
Симфония транслировалась по радио и уличным громкоговорителям. Её слышали не только жители города, но и немецкие войска. Флейтистка Галина Лелюхина вспоминала: «Были репродукторы, немцы всё это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».
Зал Филармонии был полон. Великое произведение пришли послушать «вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи Филармонии». Ольга Берггольц напишет после: «Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих».
Уже после окончания войны двое немецких солдат, воевавших под Ленинградом, разыскали композитора Элиасберга и сказали ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну».
Источник: fiesta.city